Отчёт и отзывы участников о походе по Горному Крыму 4-9 мая 2013 г (Красносёловка – Зеленогорье – Чобан-Куле)

На перевале Каллистон
Если вы ранее заглядывали на мой блог, то, скорее всего, заметили мою статью-объявление «Организовываем поход по Крыму». В статье говорилось о том, что мы набираем группу в поход, выступая в качестве руководителей и организаторов. Не буду пересказывать её содержимое (вы сами можете это прочитать по ссылке выше), а сразу перейду к тому, что же у нас в итоге получилось. Забегая вперед, скажу, что поход получился очень хороший, и об этом я сейчас более подробно расскажу.

Итак, сначала мы были заняты набором группы. Для этого использовался мой блог, группа ВКонтакте и помощь моих друзей-блоггеров Олега, Миши и Оксаны, за что им большое спасибо. Также мы давали объявления на различных ресурсах, в частности, на форуме «Харьков Турист».

В итоге собралось пять участников: Дима (Харьков), Наташа и Лена (Кременчуг), Наташа и Юля (Санкт-Петербург). Плюс мы, руководители – Андрей и Лена. Итого семь человек. Ещё несколько человек очень хотели пойти, но по тем или иным причинам не смогли (например, одна девушка травмировала ногу прямо перед выездом). Надеемся, что будущие походы у них состоятся, и перейдём к рассказу о самом походе и о тех, кто с нами его прошёл от начала и до конца.

Карта маршрута Красносёловка – Зеленогорье – Чобан-Куле
Карта маршрута

Точки и треки похода: скачать GPX-файл

Итак, 4 мая мы встречали участников на вокзале в Симферополе. Питерцы приехали ночью, Дима – рано утром, кременчужане – в 12 часов дня. Сразу после приезда кременчужан мы погрузились в заранее заказанный микроавтобус и выехали к началу маршрута.

Наша группа: встреча на вокзале в Симферополе

Полтора часа в пути – и мы возле ущелья Чёртовы ворота, находящегося недалеко от села Красносёловка. Прощаемся с водителем, осматриваем красивые скалы и по тропинке спускаемся к реке Танасу. Немного пройдя вдоль реки, находим удобное место и останавливаемся на обед. Общаемся и постепенно знакомимся друг с другом.

Река Танасу возле села Красносёловка
Река Танасу

Обед

Далее идём вдоль реки и относительно рано становимся на ночлег. Мы с Леной ранее ходили по этому маршруту, так что удобные для ночлега места нам уже известны. На первый день мы специально не планировали большой переход, чтобы группа постепенно освоилась с походной жизнью. Опыт походов у всех разный, но даже «бывалым» лучше втягиваться постепенно. А новичкам мы к тому же должны вечером помочь поставить палатку. К этому добавился и день рождения, который отмечает Наташа из Кременчуга. В общем, первый вечер в походе прошёл весьма оживлённо.

Второй день приносит новые впечатления. Это уже полноценный походный день, когда мы идём с утра до вечера. Естественно, регулярно делаем более-менее длительные привалы. Сначала идём вверх по живописному ущелью реки Танасу, затем выходим на перевал Малые Ворота, откуда вдалеке виднеется море, и по хребту в окружении живописных скал приходим к перевалу Каллистон, возле которого и ночуем.

Тропинка на перевал Малые Ворота

Фотографируемся на перевале Малые Ворота

Утром наблюдаем восхитительное зрелище: внизу под нами всё затянуто густыми облаками. Не видно ни моря, ни посёлков, ни относительно невысоких гор. Те горы, которые повыше, торчат из облаков как островки.

Утренние облака на перевале Каллистон

Затяжной спуск приводит нас к ещё одной интересной реке – Ускуту. На ней находится большой красивый водопад. Недалеко от него находим удобное место и становимся на ночлег.

Утром я остаюсь в лагере, а девчонки в сопровождении Димы отправляются купаться в водопаде. Возвращаются они не скоро, но я не волнуюсь, так как переход на сегодня намечен совсем небольшой.

Ускутский водопад

Обедаем в лагере и в середине дня выдвигаемся. Идём по довольно симпатичной дороге Белогорск-Приветное, затем сворачиваем к турстоянке Верхний Кок-Асан. Это большая живописная поляна с памятником партизанам в окружении гор. В окрестностях стоят множество туристских групп, но нам удаётся стать вдалеке от всех, в непосредственной близости от перевала Горуча. До перевала 10 минут ходьбы, и я опять остаюсь в лагере, чтобы дать возможность остальным прогуляться к перевалу и полюбоваться вечерними видами на горы.

Поляна на турстоянке Верхний Кок-Асан

Вечер на перевале Горуча

На этой стоянке довольно прохладно, что неудивительно, учитывая высоту. Это даже приятно, поскольку погода сейчас стоит жаркая.

Утром наша группа в полном составе выходит на перевал. Внизу раскинулось урочище Панагия и село Зеленогорье. Спуск по урочищу довольно долгий, но оно очень красивое и, безусловно, заслуживает посещения. Несколько водопадов, озерцо, небольшой каньончик, разнообразные скалы – это скромный перечень того, что можно увидеть в урочище Панагия.

Горы вокруг урочища Панагия

Урочище Панагия

Далее выходим в село Зеленогорье. Кушаем в кафе, затем идём к расположенному рядом озеру. Озеро, находящееся в Зеленогорье, очень красиво, и является местной достопримечательностью. Купаемся в озере. Желающие катаются на тарзанке и прыгают в воду.

Озеро в Зеленогорье

Затем находим водителя, который за вменяемую сумму отвозит нас на море. Море здесь недалеко, но идти полтора-два часа по асфальту не очень хочется. К тому же близится вечер.

Водитель нас оперативно привозит к морю, и мы разбиваем лагерь в сосновом лесочке, чтобы защититься от солнца. Здесь неплохое место, где часто стоят туристы с палатками. Рядом высокий холм – мыс Чобан-Куле, на котором стоит одноимённая старинная башня. Также вблизи есть колодец с пресной водой.

Наша стоянка возле мыса Чобан-Куле

Башня Чобан-Куле

Теперь наступает время всеобщего расслабления. Больше не нужно таскать рюкзаки, можно гулять по окрестностям, пойти на море или на холм с башней, или же просто валяться на травке под соснами.

Вид на море с мыса Чобан-Куле

Расслабление продолжается и на следующий день. Мы заранее договорились с микроавтобусом, вечером он нас забирает прямо отсюда и привозит в Симферополь. Ещё какое-то время сидим вместе на вокзале Симферополя, потом весьма эмоционально прощаемся и разъезжаемся.

Вокзал Симферополя: фото перед отъездом

Что касается нас, руководителей, то данный поход нам очень понравился. Во-первых, маршрут был очень красивый и интересный. Даже несмотря на то, что мы с Леной шли по нему не первый раз, всё равно было очень приятно. Во-вторых, благодаря успешному планированию стоянок и переходов (а где-то и переездов) удалось пройти маршрут равномерно и избежать излишних нагрузок и переутомления. В-третьих, огромным плюсом явилась наша компания, то есть наши участники. Все участники оказались очень интересными, весёлыми и приятными в общении людьми. Мы всегда с лёгкостью находили множество тем для разговоров, которые были бы интересны каждому. Не обошлось и без распевания песен у костра, что обнаружило недюжинные таланты, скрывающиеся среди членов нашей группы. Спасибо вам, ребята!

Теперь посмотрим, как выглядел этот поход глазами наших участников.

Дима (Харьков):
В этом походе нам трижды повезло.
Во-первых, с погодой. За все время не было и намека на дождь.
Во-вторых, с маршрутом. Оказалось, что в Крыму еще есть интересные места, о которых я не подозревал: водопад Ускут, урочище Панагия.
В-третьих, с компанией и организаторами. Андрей и Лена, спасибо за замечательный поход! Все прошло гладко, с вами было легко и интересно :)

Наташа (Кременчуг):
Собравшись правильно провести майские праздники, рассматривала разные варианты. Затянувшаяся зима и сидячая работа помогли принять решение в пользу похода в новые места Горного Крыма – все-таки активный отдых, да и море рядом.
Друзья-туристы разъехались кто куда, пришлось поискать предложения в Интернете.
Выбирая маршрут, ориентировалась на сроки и сложность похода, адекватную стоимость услуг, новизну мест и, конечно, надежность организаторов. Откликнулись с подругой на предложение Андрея Лунячека на его блоге «Энциклопедия странствий»: доступность и полнота информации вызывали доверие, подкупило также и общее увлечение биологией.
Вопросы вызывали только неустойчивая погода и незнакомая компания. А ведь на первый день похода приходился мой день рождения!
Сразу скажу, замечательно прошли все праздники, проведенные в походе. Повезло не только с погодой, но и с компанией: ребята собрались позитивные, увлеченные. Приятно было вместе и песни горланить, и обмениваться интересной информацией, расширяя свой кругозор, и чувствовать поддержку на маршруте.
Спасибо руководителям похода Лене Скабине и Андрею Лунячеку за подготовленность, отличные организаторские способности и комфортную атмосферу в походе!
Спасибо всей душевной компании за отличное настроение, живую розу в моем рюкзаке, стихи под звездным небом под шум моря, печеную картошку и кучу фотографий, подтверждающих: майские праздники удались!

Лена (Кременчуг):
Первый раз была в коммерческом походе. До этого много раз была в байдарочных и раза три в пеших, но в этом мае как-то не сложилась вовремя компания, а майские пропустить не хотелось. Решили с подругой попробовать. Зная, что удачный поход на 80% зависит от компании, конечно, рисковали, потому что абсолютно никого не знали.
Все сложилось чудесно, руководители – на удивление спокойные и дружелюбные люди, остальные участники – каждый по себе уникальная личность! Было очень интересно и пообщаться, и посмотреть новые места.
Маршрут очень несложный и не требующий большой физической подготовки, больше отдыхательный, километров в день немного, хватало времени и погулять по окрестностям, и покупаться в водопадах, озере и даже на море! Отдельное спасибо руководителям за урочище Панагия – никогда там не была, впечатлило!
Питание нормальное – с голоду не умрете :) Очень правильный подход к количеству консерв – каждый несет столько, сколько съест в перекус. Нам с подругой например, хватало одной на двоих в день :) Советую брать сушеные яблочки и грушки – они легкие, но все время есть что пожевать. Ну а у кого рюкзак получится тяжеловат, то и тут руководители помогут, разгрузят в первую очередь, за что им отдельное спасибо!

Юля (Санкт-Петербург):
Поехала в первый в своей жизни горный поход. Сначала первые спуски и подъемы дались с легкостью, но постепенно я стала понимать, что надо грамотно распределять свои силы. В походе со мной были инструктора (Андрей и Лена), поэтому пока я просыпалась, они уже успевали приготовить еду и собрать свои рюкзаки.
Компания подобралась очень дружная, веселая, и мы с душевной теплотой проводили вечера, сидя у костра, распевая песни на русском и украинском языках. Всем спасибо за прекрасно проведённое время!
Надеюсь, еще будет возможность собраться, вспомнить и пройти еще по горным просторам удивительного и прекрасного Крыма!

12 комментариев
domovod комментирует...

супер! фотки чудесные! я наконец-то увидела полноводное озеро в Зеленогорье!

Андрій Лунячек комментирует...

Да, это озеро - одно из самых красивых мест пройденного похода. И одно из удобных мест для купания.

nord_tramper комментирует...

Красиво сходили! Поздравляю!
Мы когда были в Крыму в августе заезжали на озеро в Зеленогорье - тогда оно было почти высохшее. Не впечатлились - у вас совсем другое дело!

Андрій Лунячек комментирует...

В августе вообще в Крыму хуже, чем в мае.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Заинтересовало море близ Чобан-Куле для отдыха с палатками. Что посоветуете? Вода я так понял не далеко; а как с магазинами, есть ли возможность там поставить палатку?

Андрій Лунячек комментирует...

Там есть колодец с водой. Магазинов нет (до ближайших - 5 км в село Морское). Рядом на трассе есть кафе, кое-что можно купить там. На майских праздниках поставить палатку можно было запросто. Но говорят, что на лето этот участок кто-то берёт в аренду, и постановка палатки будет уже платной. Но, возможно, этот арендатор обеспечит какие-то удобства типа туалетов и ещё чего-нибудь.

Анонимный комментирует...

знаю я таких арендаторов (когда-то был в Веселовской бухте): поставят 1-2 туалета и будут драть по 30-40 грн. с человека. И больше никаких условий. Тогда не вариант. В Крыму практически не осталось мест для палаток для людей с ограниченным бюджетом. Если вдруг все таки знаете - расскажите, плиз. Заранее благодарю!

Андрій Лунячек комментирует...

Есть два варианта решения вашей проблемы:
1. Ездить в Крым не летом, а в мае или в сентябре.
2. Отдыхать не на море, а в горах. На мой взгляд, горная речка с водопадами ничем не хуже моря.

Дмитрий комментирует...

Тоже вариант. В Зеленогорье, я так понял, неплохо. Если Вас не затруднит, подскажите где еще по Вашему мнению наиболее красивые и удобные места для дневок в разные времена года?

Андрій Лунячек комментирует...

Реки Ускут и Танасу. Перевал Каллистон. Село Пчелиное. Верховья реки Байсу на Караби-яйле. Турстоянки Восточный Суат, Курлюк-Баш. Озеро Хун между Рыбачьим и Караби-яйлой. Турстоянка и водопад Джурла. Село Многоречье. Турстоянка Баш-Дере возле Большого Каньона. Котловина Беш-Текне.

Привет!
Года 3 назад проходили перевал Калистон летом и брали воду из родничка, но он был слабым. Собираемся опять пройти этот перевал где-то в конце сентября. Вы не подскажете: это пересыхающий родник или нет? Дело в том, что в прошлом году осенью были на перевале Чертова лестница, но воды в колодце не было вообще. Будем идти с Караби на Кок-асан, может подскажете альтернативу? Просто на Калистоне есть хорошая стояночка с красивым видом на поселок.

Андрій Лунячек комментирует...

На сайте "Родники Крыма" родник вблизи Каллистона указан как непересыхающий. Я вам советую поглядывать на этот сайт, он очень полезен. Можно также стать на стоянку у родника Тырхалу-Дере Нижний или Вересь-Чокрак.