Путешествие по Краснодарскому краю (2010 г.)

Желание съездить в Краснодарский край у нас возникло давно. И вот, в 2010 году мы окончательно для этого созрели. Путешествие по Краснодарскому краю запланировали на вторую половину июля. Для удешевления проезда решили ехать через Керчь и Керченский пролив (подробности смотрите в статье «Как дешевле добраться в Сочи из Украины?»). Что из этого получилось, где нам удалось побывать и какие места посетить – читайте в моём коротком очерке.

Всего нас было восемь, из которых двое ехали на неделю, а остальные – на две. Шестеро из Харькова (я, моя жена Яна, Антон, Валера, Денис и Лена), а также примкнувшие к нам две девушки из Подмосковья, одна из которых (Алина) была у нас проездом год назад. Она поехала в Сочи поездом. Её подруга (Марина) на своей машине приехала в Харьков к своему папе, мы с ней пересеклись и убедились, что она человек нормальный. Далее она поехала на машине прямо в Сочи.

Итак, харьковская часть группы выехала поездом до Керчи. В Керчи мы поступили несколько расточительно, сразу прыгнув в микроавтобус к частнику, который за 20 грн/чел привёз нас в Порт-Крым. Переправа прошла без особых проблем. Фотографировал многочисленных чаек, летающих над нами. Любопытен был контраст: зелёные деревья украинского порта и техногенные пейзажи российского.

Паром Порт-Крым - Порт-Кавказ

Далее был жуткий автобус Порт-Кавказ-Сочи. Мы уже позабыли, когда в последний раз видели Икарус. И тут он перед нами, с ужасными сиденьями, где не вздремнёшь по-человечески, и места для ног не хватает.

В шесть утра прибыли в Сочи и отправились в Красную Поляну, где нас уже ждали Марина и Алина. Долина Мзымты, конечно, понравилась. Также было интересно наблюдать строительство новой дороги в долине реки.

Красная Поляна. Идём в сторону хребта Ачишхо.

Из Красной Поляны пошли на хребет Ачишхо. В десять утра начался дождь, прекратившийся только во второй половине дня. Дошли только до Круглой поляны (поляны с камнем). Очень устали. По вертикали для нас это был рекордный подъём (около 900 м), до этого мы поднимались только на Говерлу (800 м вверх от турбазы). Плюс дождь, который я очень не люблю и не особо к нему привычен, а также почти бессонная ночь и тяжёлые рюкзаки с вещами на две недели и едой дней на пять.

Поразился видом Круглой поляны. У нас на полянах – трава, а здесь – лопухи в рост человека с вытоптанными проходами между ними. Родник нашли легко. Им оказался полноценный ручей. Девчонки насобирали кучу грибов и сделали вкусный ужин. Ровного места под палатки оказалось крайне мало, но все спали как убитые. Ночью опять шёл дождь.

Утро было солнечное, но было мокро и грязно, да и мы встали поздно, так что вышли только в половине третьего. В пять часов были на озере Зеркальном. В это время опять начался дождь, продолжавшийся полчаса и опять всё намочивший. К семи вечера дошли до водопада Братья. Нашли хорошее место и заночевали.

Утром радовались красивой природе и солнечному дню. Мы с Яной, Денис и Лена пошли в радиалку на гору Ачишхо (2391 м), а Марина, Алина, Антон и Валера остались в лагере. Нам очень понравилось. Удивились, однако, что здесь на высоте около 2000 м реально жарко, в то время как у нас и в Крыму, и в Карпатах на высотах 1500-2000 м летом вполне комфортно, без особой жары. В четыре часа вернулись в лагерь. Это был единственный день без дождя, только один раз был слышен гром.

Восхождение на Ачишхо. Сзади - Чугуш
Восхождение на Ачишхо. Сзади - Чугуш.

Летний снег на Ачишхо

Снежное поле на хребте

На следующий день на Ачишхо пошли оставшиеся четверо, а мы остались в лагере, осматривали водопады, смотрели на гору Чугуш (3238 м). В половине третьего начался дождь, продолжавшийся до половины шестого. В какой-то момент пошёл град. Наших товарищей, к счастью, непогода застала, когда они уже спустились с хребта, и они пришли мокрые, но довольные. Мы натянули над костром полиэтилен, который там валялся (видели и полиэтилен, и оставленную еду, и газовые баллоны, газом из которых мы немного попользовались).

Переночевали и пошли на Хмелёвские озёра. Отругал себя, что не читал о них, т.к. изначально мы туда не собирались. С утра и до второй половины дня шёл дождь. Нашли родник и заночевали. Утром пошли на спуск. Большое озеро не впечатлило (в Карпатах озёра покрасивее будут), а другие мы не видели. Дорога вниз занудная, да ещё и джипы гоняют, и дождь был временами.

Из Красной Поляны долго ехали до Адлера, еле успели на электричку (в Сочи точно бы не успели). До Сочи ехали спокойно, но затем набилось столько людей! Я в шоке. У нас в Харькове, в одном из крупнейших городов бывшего СССР, в метро никогда столько не бывает.

Вышли на платформе Лесная. Марина, Алина, Антон и Валера приехали на машине позже. Вот уж не думал, что на личном легковом автомобиле ехать дольше, чем на электричке! У нас, например, до Изюма машиной можно домчать за час, а электричкой – три часа.

Платформа Лесная

Купили еду, воды набрали у местных, палатки поставили прямо на пляже, т.к. сверху на бетонной стенке среди кустиков и деревьев нормального места не нашли. Стояли там весь следующий день. Денис и Лена, уезжающие раньше, поехали в Сочи и поменяли билеты на прямые до Днепропетровска, т.к. не желали больше ехать в автобусе Сочи-Порт-Кавказ.

На вторую ночь на Лесной был шторм, который нас попугал, т.к. волны подходили довольно близко к палаткам (но не сказать, что опасно), также были сильные ветер и дождь.

Утром Денис и Лена уехали (и в итоге благополучно добрались до Харькова), а мы, оставшиеся шестеро, отправились в Мамедово ущелье и получили огромное удовольствие! Затем переехали на кемпинг в Аше, где провели две ночи. Кемпинг неплохой, я даже в море не хотел купаться, а купался в реке Аше.

Далее поехали в Криницу. Между Джубгой и Геленджиком на трассе есть Пшада, от неё отходит дорога к побережью, и там – Криница. Марина, Алина, Яна и Антон поехали на машине, а я и Валера – своим ходом. Дневной электричкой до Туапсе, затем автобусом до Джубги. А в Джубге сидели долго, т.к. из неё, почему-то, в сторону Геленджика транспорт ходит плохо. К тому же нами заинтересовались менты, перерыли наши рюкзаки и содрали по 1000 р за отсутствие регистрации (уже позже мы узнали, что без регистрации на территории России можно находиться три месяца, а не три дня, как говорили менты, так что не попадайтесь на развод). Уехать смогли ближе к девяти вечера. Нас забрали на машине из Пшады. Яна была вся зелёная, т.к. нас долго не было, а обменивались мы только редкими дорогими СМС-ками.

Кемпинг в Кринице оказался неплохим парком какой-то базы, с газонами и асфальтово-плиточными дорожками, где фактически на газонах и стоят палатки и машины. Но тут оказалось, что все отравились неизвестно чем, и нас ещё сутки колбасило. В итоге на кемпинге мы ночевали две ночи вместо одной.

Кемпинг в  Кринице
Кемпинг в Кринице

Затем переехали в село Михайловский Перевал и пошли в Плесецкую щель. Это своего рода каньон с водопадами, очень красивый. Ночевали на поляне над большим водопадом. Жаль, не хватило времени, чтобы оттуда подняться на хребет, на гору Тхаб (905 м). Если кто не был в тех местах, советую съездить. Людей там не очень много, горы красивые.

Плесецкая щель. Долина реки Тхаб
Плесецкая щель. Долина реки Тхаб.

Плесецкая щель

Плесецкая щель. Водопад возле нашей стоянки
Плесецкая щель. Водопад возле нашей стоянки.

В последний день мы купались в водопадах, а вечером попрощались с Мариной и Алиной (они поехали домой на машине) и двинули в Геленджик, поскольку оттуда в 0-56 должен был отправляться автобус Сочи-Порт-Кавказ. Но автобус сломался и опоздал на четыре часа, а мы ничего не знали, так как автостанции, оказывается, закрываются в 23-00 и открываются в 5-00. И никого нет, даже в туалет не сходишь. В итоге мы всё-таки приехали в Порт-Кавказ и после довольно утомительных досмотров (а солнце жарило уже прилично и очереди были немаленькие) переправились в Керчь.

Парк в Керчи

В порту сели на маршрутку и вышли на остановке «Фабрика кухня» на полпути до центра. Я там был восемь лет назад и хорошо знаю район. Поели в дешёвой и вкусной кафешке (за 30 грн можно весьма плотно покушать), затем пошли на берег моря (от центральной улицы до моря 5 минут ходьбы через дремучий парк, похожий на лес). И там валялись в тени деревьев до вечера, пока не пришло время ехать на вокзал и садиться в поезд до Харькова.
12 комментариев
Антон комментирует...

Аж ностальгия взяла :)

Я вообще заметил, что самые лучшие воспоминания, по крайней мере у меня, остаются от тех дней похода, кода была ж... Причем чем ж... полнее, тем лучше воспоминания :)

Андрій Лунячек комментирует...

Ж...? Так вы, батенька, мазохист!

Ностальгия продлится не далее, чем до следующего путешествия, которое не за горами.

geleowife комментирует...

На некоторых фото Плесецкая щель очень похожа на долину и окрестности реки Жане в Геленджикском районе. Я даже в свои фото полезла, чтобы сравнить :)

Андрій Лунячек комментирует...

На реке Жане не были, но я про неё читал. Не сомневаюсь, что они похожи, ведь находятся близко друг от друга. Но, в отличие от Жане, посещение Плесецкой щели абсолютно бесплатное, и людей там гораздо меньше.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. А если не секрет сколько вы всего потратили за это путишествие?Я так поняла вы шли без проводников? А потерятся можно? Если опыта подьема на горы практически нет, в таком путешествии будет тяжело?

Андрій Лунячек комментирует...

Мы потратили примерно по 2000 грн (8000 рублей) на человека. Шли без проводников. Маршрут я всегда разрабатываю сам, и сам веду по нему своих товарищей. Потеряетесь вы или нет - это зависит от вас. Есть люди, которые хорошо ориентируются, а есть те, которые плохо. Я, например, никогда пока не терялся. Если опыта путешествий в горах у вас нет, то на гору Ачишхо вам лучше пока не идти. Начните приобретать опыт в горах попроще. Например, горы в окрестностях Геленджика, та же Плесецкая щель. Или в Крым отправьтесь.

Анонимный комментирует...

Спасибо большое! А какие могут появится трудности при подьеме на гору Ачишхо?

Андрій Лунячек комментирует...

Во-первых, высота подъёма большая, и это будет физически довольно тяжело, учитывая, что нужно нести рюкзаки с палатками, спальниками, едой на несколько дней. Чтобы добраться до вершины, нам потребовались две промежуточные ночёвки.

Во-вторых, не зная дороги (или не умея хорошо ориентироваться), можно запросто заблудиться. Я ориентируюсь хорошо, но и мне приходилось задумываться, пытаясь определить правильную дорогу.

В-третьих, там часто бывают дожди и туманы, что осложняет передвижение.

В-четвёртых, на подходе к самой вершине местами не очень лёгкий рельеф. Тропинка по хребту, а по бокам - две пропасти. Нужно быть очень осторожным, чтобы никуда не свалиться, особенно если будет туман.

Кстати, а какой-то опыт походов у вас имеется?

Анонимный комментирует...

из опыта только подьем на Говерлу ,сплавы по Бугу на катамаранах...Спасибо большое Вам за подробное обьяснение! а то в интернете столь подробной информации я нигде не нашла.=>

Андрій Лунячек комментирует...

А, ну что же вы сразу не сказали! Теперь хотя бы понятно, что вы - женщина, а также то, что живёте на Украине. А я вам зачем-то сумму в рублях приводил...

Совет: при отправке комментария в строке "Подпись комментария" можно выбрать не "Анонимный", а "Имя/URL" и в появившейся графе вписать своё имя. URL писать не обязательно. Всё-таки приятно знать хотя бы имя человека, с которым общаешься.

Ну так если вы поднимались на Говерлу, то на Ачишхо вы тоже подниметесь. Ачишхо хоть и выше, но трудность сопоставима. К тому же на Ачишхо теплее, чем на Говерле. И дожди идут в основном днём, а утром и вечером - ясная погода, и можно сушить вещи. Вот разве что на Говерлу идёт хорошо маркированная тропа, и заблудиться практически нереально. А на Ачишхо с этим похуже. Единственное, что я могу сделать - переслать вам найденные мной текстовые описания подъёма, которыми я руководствовался.

Анонимный комментирует...

Спасибо за карты Кавказа для Османд!